Вышивка была самым распространённым видом женского творчества, она поражает разнообразием форм, изобретательностью исполнительниц.
Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было разложить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Неумение вышивать считалось большим недостатком. К свадьбе она должна была подготовить приданное: побольше вышитых рубах себе и жениху, а также подарки для родственников.
В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком – мелкой. Вышивали в основном шерстью и шелком. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темно-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вкраплениями зелёного и жёлтого.
Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность её владельца к определенной этнической группе, роду.
В настоящее время действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.
Экспонаты из основного фонда Музея история города Йошкар-Олы. Фото Алексея Комелина.