Марийцы — самобытный народ, который известен своими историческими и этнографическими особенностями. На данный момент он делится на три крупные группы – луговые (марий), восточные (мари) и горные (мары).
Соседние народы называют их по-разному: черемисы (русские), дармас (чуваши), чирмеш (татары), пор (удмурты). Эти этнонимы упоминаются в древних письменных источниках, включая письмо хазарского кагана Иосифа (X век) и русские летописи XI века, где черемисы упомянуты среди народов Поволжья.
Существует теория, что марийцы имеют историческую связь с мерей — народом, населявшим территории Ярославской, Ивановской, Костромской и других областей. Исследования Макса Фасмера и Александра Матвеева подтвердили этнолингвистическую близость этих народов. Предполагается, что марийский язык может быть остатком древней языковой группы, которая когда-то была распространена в центральных и северных регионах Европейской России.
Примерно в середине I тысячелетия н.э. началось движение протомарийцев на восток, вызванное давлением славян и балтов. На востоке их соседями стали племена южных пермян, с которыми марийцы вступали в тесные контакты, что отразилось в языке. К VIII веку марийцы сформировали две основные группы — горные (кырык мары), проживающие на правобережье Волги, и луговые (олык марий), обитающие на левом берегу.
В VII-VIII веках в Среднее Поволжье начали проникать тюркские племена, в основном булгары, основавшие Волжскую Булгарию. Марийцы, хотя и не входили напрямую в её состав, подверглись значительному тюркскому влиянию, особенно на правобережье Волги. Влияние булгарской культуры на марийцев продолжалось и после падения Булгарии, когда марийцы вошли в состав Казанского ханства, усилив контакты с татарами.
Несмотря на многовековое давление со стороны тюркских и русских культур, марийцы сохранили язычество как основу своей духовной жизни, и массового принятия ислама среди них не произошло. В XVI веке, в период русской экспансии и Казанского ханства, различие между горными и луговыми марийцами окончательно закрепилось.
После присоединения Казани к Москве и последующих восстаний марийцев многие из них переселились на восток – в Башкирию и на Урал, где сформировалась отдельная группа — восточные марийцы, диалект которых близок к луговым. Впоследствии марийцы продолжали переселяться на восток, в Сибирь и Казахстан, что стало частью их многовековой миграции.
С XVIII века марийцы делятся на субэтнические группы по характерным женским головным уборам и диалектам: сорокан марий (северо-запад и север), шымакшан марий (восток и северо-восток), шарпан-нашмакан марий (юг и юго-восток). В XX веке в Марийской Республике сложились две литературные нормы — горномарийский и лугово-восточный марийский языки.
Согласно переписи 2021 года, в России проживало 423 803 представителя марийского народа, большая часть которых сосредоточена в Республике Марий Эл, Башкирии, Кировской и Нижегородской областях, сохраняя уникальные черты своей древней культуры и языка.