Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой. Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха ("тувыр"), холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи. Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан ("шовыр") со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки. На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи ("тувыр"), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом ("ӱштӧ") и передником ("ончаласакыш"). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста, верхний конец которого сшивался остроконечно. Интересно, что весь головной убор богато украшался вышивкой.

Сорока – второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твёрдой основе из бересты или кожи, а с боков к очелью пришивались завязки или "крылья". Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Сорока не является архаичным женским головным убором мари. Она была заимствована у русских в период христианизации. Переняв саму форму головного убора, марийцы перенесли на неё свои орнаментальные мотивы.

Третий тип головного убора, бытовавший у всех трёх этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда с нашмаком. Шарпан – это полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой и тесьмой. Нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали только шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В тёплое время года они полотенцем обёртывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали ещё и шею.

Четвёртый тип головных уборов – платок из холста с вышивкой ("шовыч"). Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырёхугольный. Зимой надевали тёплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.

В качестве обуви носили лапти ("йыдал") прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна ("ыштыр", "вургыштыр"). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.